Система Магомеда Чартаева. Программа «Взгляд» (1995 год). Часть 4.

Чартаева иногда обвиняют в том, что все свои успехи он обеспечил за счет коммерции, мол, его люди сдают технику в аренду, торгуют и пользуются своими фондами круглый год.

Закир Гамидов:

«Потому что сегодня, если была бы цена на шерсть, на мясо, на молоко, в общем, на сельхозпродукцию, которую мы вырабатываем, получаем, – если бы нам оплачивали полностью, то мы бы получали доходы от животноводства. Но если мы ждали только доходы от животноводства, от полеводства, то мы, естественно, не имели бы то, что мы имеем сегодня. Поэтому приходится и предпринимательством заниматься, и коммерцией заниматься – без этого сейчас не проживешь».

Но ведь самый важный экономический вопрос: какова эффективность использования средств, или иначе – какое отношение затрат к прибыли?

Эта система способна приспосабливаться даже к такой экономике, как наша.

Магомед Чартаев:

«В первый год, после того, как выплатили дивиденды тем, кто в производстве сегодня работает, пришли старики и старухи, которые работали раньше – их труд остался овеществленным в средствах производства колхоза, – и задают мне вопрос: “Магомед, ты нам объясни. Та доярка, которая сегодня на ферме работает, она получает дивиденды. Но этот коровник был построен на наш труд, люди вложили свой труд, для того чтобы построить коровник. На наши деньги были куплены и коровы, и быки-производители. Мы осваивали земли и так далее и так далее. А где же наш труд?”

Мы тогда вынуждены были собрать собрание, на собрании определить комиссию, которая должна определить долю каждого человека в неделимых фондах колхоза, начиная от момента образования колхоза, начиная с 1936 года. Подняли архивные данные. Из архивных данных определили, кто с чем пришел в хозяйство, насколько по каждому году в отдельности приумножалось богатство хозяйства, кто участвовал в процессе приумножения богатства. Для того чтобы определить долю каждого в приумножении богатства, мы брали, сколько трудодней в то время отрабатывал каждый, на сумму трудодней делили сумму ежегодного капитала и определяли, сколько приходится на один трудодень приумноженного богатства. Так мы определили (когда были трудодни) до 1965 года.

С 1965 года хозяйство перешло на гарантированную оплату. Тогда мы применили принцип – определить долю каждого на отработанное время и заработанные деньги.

И так мы нашли ответы на вопросы:

Чья эта собственность?

Почему она неделимая?

Почему она могла быть неделимой?

И всё это началось с того, что мы освободили людей от принципа найма и представили возможность каждому реализовывать результат своего труда».

Основные принципы модели Чартаева:

  • право собственности каждого гражданина на результаты своего труда;
  • личное совладение общественным капиталом на разных уровнях – предприятие, объединение, отрасль, регион, страна – через долю в нем;
  • полная экономическая ответственность каждого за результат своей деятельности;
  • совладение природными ресурсами всеми гражданами территории;
  • участие каждого в общих расходах и доходах;
  • участие каждого в инвестициях;
  • формирование целевых фондов на всех уровнях;
  • определение необходимых затрат на общественно необходимые продукты, то есть обоснованное и приятое обществом соотношение основных цен на энергоносители, технику, товары первой необходимости и сельхоз продукты.

Магомед Чартаев:

Обратите внимание: когда мы определили долю каждого человека в отдельности по каждому году, там образовалось «окно», т.к. мы получали средства на строительство тех или других объектов. Мы, естественно, за всё это перед государством рассчитались, по процентам за использование средств – тоже рассчитались. И оказалось «окно», которое мы не знаем, кому оплатить.

И так уже в течение восьми с лишним лет формируется сумма средств, которая сегодня уже, наверное, превышает миллиард рублей, которую мы не знаем, кому отдать.

Эти средства – тех вкладчиков, которые вкладывали свои средства в банки, банк нам выдавал эти средства, а собирал с нас проценты, и еще средства возвращались, как ссуда.

Теперь задаю вопрос: объявите, кто является собственником тех средств, которые мы должны выплатить, и мы их выплатим!

Эти средства – ваши, тех граждан России, которые вкладывали свои средства и держали в Сбербанке, других банках.»

Перечислить всего невозможно. Просто жизнь здесь становится иной. Как водится, проверкам и подозрениям чиновников несть числа. Но в свою жизнь эти люди никого теперь не впустят.

Магомед Чартаев:

«Проверки всегда были. Как только мы начали работать по-иному, не по закону властей, всё время проверяли. И пусть проверяют, если им времени не жалко. Пусть проверяют».

Часть 1 здесь.

Часть 2 здесь.

Часть 3 здесь.


Обновлено 1.06.2022 г.


Подписаться на НОВОСТИ сайта, чтобы получать актуальную информацию о нюансах деятельности производственных кооперативов, в т.ч. в связи с изменением действующего законодательства, можно заполнив форму подписки:

Комментарии 5

  • Владислав, причем тут социализм, а тем более Сталин?
    Система Чартаева — это рыночные (причем очень жесткие) принципы ведения хозяйственной деятельности, как по отношению к внешним контрагентам, так и по отношению к тем, кто трудится внутри системы.
    Если Вы не в курсе, то у Чартаева были и члены коллектива — банкроты, кто за счет штрафных санкций был «в минусе»!
    Такие всегда бывают в любом коллективе, пока их не выгоняют или не заставляют подчиняться общим принципам.
    Но в основном, конечно, Система Чартаева направлена на раскрытие потенциала всех участвующих в этой системе.

    И лично я точно знаю, что такая система работает!
    Почему я говорю так уверенно?
    Да потому, что в собственной практике применялись элементы этой системы (не зная о ней) и это давало потрясающие результаты!
    Об этом я рассказывал здесь, здесь, здесь.

    А то, что Система Чартаева «фантастика и настоящее открытие», согласен.
    И то, что это «готовая докторская диссертация» тоже согласен, даже знаю одного доктора наук, который активно «продвигает» Систему Чартаева.
    Об этом здесь.

    • «…Правда, в Шукты банкроты, как в стране, не «выбрасываются за борт». По решению общего собрания убытки банкротов в течение двух лет покрывались из страхового фонда, а затем погашались из имущественного пая работника. «Но дважды банкротом не становился никто. Люди быстро поняли, что это не шутки, а реальная экономическая ответственность за результат своей деятельности», — рассказывал Магомед Чартаев…»

      • Дмитрий Александрович, да, эти высказывания Чартаева мне тоже встречались.
        Но, у него там ситуация заставляла этих людей «дважды не быть банкротами», т.к. иначе пришлось бы переезжать из их селения Шукты в какое-то другое.
        Когда людям есть куда уходить, они уходят, когда не выдерживают «темпа».

  • «старики и старухи, которые работали раньше – их труд остался овеществленным в средствах производства колхоза» были марксистами!?
    «… производственные силы — это результат практической энергии людей, но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся, производительными силами, уже приобретёнными раньше, общественной формой существовавших до них, которую создали не эти люди, а предыдущее поколение» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.27, с.402) Впервые эту мысль высказал русский мыслитель С.А. Подолинский в конце 1846 г. в письме П.В. Аненкову.
    Маркс уважал, ценил С. Подолинского и дал наивысшую оценку его труду, безусловно признав его научное предвидение, лидерство, талант и очевидную перспективную созидательность учёного мирового уровня.
    Сергей Андреевич Подолинский. Забытые русские имена.

    • Алексей, что-то не понятно, что Вы хотели сказать своим комментарием.
      Чартаев, фактически, нашел вариант выплачивать «трудовую пенсию» тем, кто «работал раньше».
      Вы против этого?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *